Социологическое исследование

Социологическое исследование «Воспитать патриота»

Г.В.Попкова, педагог-организатор ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»

 

В феврале 2013г. В ТОГБОУ СПО «КИТ» был проведен мониторинг, направленный на определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации студентов и обучающихся, а также с целью определения уровня  сформированности личностных качеств гражданина-патриота. Для этого были отобран диагностический материал  и проведено анкетирование  среди обучающихся и студентов 1-3 курсов.

 

АНКЕТА № 1

  1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
    а) знаю;
    б) слышал;
    в) слышу сейчас впервые;
    г) затрудняюсь ответить.

 

  1. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
    а) с первой;
    б) со второй;
    в) затрудняюсь ответить.

 

  1. Патриотизм – это…
    а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
    б) позитивное чувство к Родине;
    в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
    г) готовность к самопожертвованию;
    д) затрудняюсь.

 

 

 

АНКЕТА № 2

  

  1. Какие фильмы о войне вы знаете?
  2. Хотелось бы вам стать похожим на героев этих фильмов?
  3. Каким качествам этих героев вы завидуете? И хотите воспитать их в себе?

—          отвага

—          ловкость

—          умение стрелять

—          физическая подготовка

—          жестокость

—          твердость

—          достижение поставленных целей

—          умение сопереживать ближнему

—          умение идти напролом

—          чувство долга

—          верность присяге

—          любовь к Родине

  1. Что вы предпринимаете, чтобы воспитать в себе эти качества?
  2. Считаете ли вы, что армия делает из юношей настоящих мужчин?
  3. Каким войском вы отдаете предпочтение

—          военно-морские

—          воздушно-десантные

—          другие

  1. Что конкретно вам нравится в этом роде войск?

—          красивая одежда

—          высокий уровень боеспособности

—          обеспечение техникой (оснащение)

—          возможность похвалиться перед друзьями

—          возможность приобрести необходимые навыки

—          другое

  1. Считаете ли вы обязательной воинскую службу для защиты рубежей Родины?
  2. Какой службе вы отдаете предпочтение?

—          по призыву

—          альтернативной

—          контрактной

  1. Хотели бы вы пойти служить в армию?
  2. Каковы причины отказа от службы в армии?
  3. Что могло бы поднять престиж воинской службы в ваших глазах?

Анкета №3

Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Учебные заведения;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

 

 

Результаты анкетирования.

Первая анкета состояла из трех вопросов. На вопрос о том, знакомо ли подросткам слово «Патриот», 63% ответили, что знают, что это такое, а 37% — слышали.

Второй вопрос звучал так: Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны? Оказалось, что мнения разделились практически поровну.

И третий вопрос предполагал выбрать подходящее определение понятию «Патриотизм». 81% студентов и обучающихся выбрали следующее определение: Патриотизм – это преданность и любовь к Отечеству, своему народу.

Вторая анкета была предложена только юношам, поскольку необходимо было выяснить отношение ребят к армии, героям, формированию мужских качеств.

Оказалось, что подростки не только знают, но и смотрят прекрасные отечественные фильмы о войне, такие, как: «Горячий снег», «Битва за Москву», «Освобождение», «Батальон просит огня», «Тихая застава», «Мы из будущего», «Судьба человека», «Максим Перепелица», «Афганский излом», «Грозовые ворота», «В бой идут одни старики», «9 рота» и др.

На героев этих фильмов хотелось бы  стать похожими 61% ребят и воспитать в себе такие качества, как физическая подготовка (50%), умение сопереживать ближнему  (44%), достижение поставленных целей (33%), умение стрелять (27%).  Для того, чтобы воспитать в себе эти качества, юноши занимаются спортом (72%), не знают, как воспитать эти качества 11%.

77% респондентов считают, что армия делает из юношей настоящих мужчин, и только 23% с этим не согласны.

Отдают предпочтение войскам ВДВ – 67%, военно-морским войскам – 17%, остальные – артиллерии, ракетным и мотострелковым войскам. В этих родах войск их привлекают, в основном, высокий уровень боеспособности и возможность приобретения необходимых навыков.

94%  юношей считают воинскую службу для защиты рубежей Родины обязательной. Предпочтение отдают службе по призыву (61%), затем – по контракту (39%).

Хотели бы служить в армии 61% ребят, 1 из анкетируемых уже служил, 25% — не хотят, остальные – не знают. Причинами отказа считают неготовность к армии, болезни, утрату смысла службы в современной армии.

По мнению опрашиваемых, престиж воинской службы могли бы поднять: дисциплина, лучшее обеспечение и оснащение вооруженных сил, равноправие, честь и уважение к своим товарищам.

Третья анкета предполагала развернутые ответы на некоторые вопросы.

69% студентов и обучающихся считают себя патриотами, 12% таковыми себя не считают. Остальные затрудняются ответить на данный вопрос. На формирование патриотических чувств повлияли, в основном, родители и учебные заведения.

Понятие «Патриот» подростки определили как «человек, готовый к подвигу ради своей страны», «человек, любящий и знающий свои традиции, обычаи, свою культуру», «человек, способный бескорыстно служить Родине».

В компаниях, кругу друзей ценится больше всего готовность помогать другу в трудную минуту, умение ценить настоящую дружбу, взаимопонимание, хорошие манеры и способности каждого. Подростки любят проводить время с друзьями и любят, когда другие люди их ценят.

Студентам и обучающимся было предложено определить по 10-бальной шкале сформированность у них самих определенных качеств и ценностей.

 

Место Качества и ценности Средний балл
1 чуткость (заботливость) 9,58
2 аккуратность (чистоплотность) 9,58
3 честность (правдивость, искренность) 9,33
4 независимость 9,33
5 здоровье (физическое и психическое) 9,25
6 воспитанность (хорошие манеры) 9,25
7 твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 9,16
8 ответственность (чувство долга, умение держать слово) 9,08
9 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) 8,91
10 образованность 8,75
11 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 8,67
12 смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 8,67
13 исполнительность 8,67
14 жизнерадостность 8,67
15 развлечения 8,67
16 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 8,41
17 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 8,25
18 счастливая семейная жизнь 8,08
19 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) 8
20 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 8
21 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 8
22 любовь (духовная и физическая) 7,91
23 наличие хороших и верных друзей 7,91
24 материальное обеспечение жизни 7,83
25 красота природы и искусства 7,75
26 развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) 7,67
27 познание (образование, кругозор) 7,5
28 жизненная мудрость 6,8
29 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 6,75
30 непримиримость к недостаткам в себе и других 6,5
31 активная деятельная жизнь 6,1
32 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 5,58
33 продуктивная жизнь 5,58
34 общественное признание 5,58
35 творчество (возможность творческой деятельности) 5,08
36 интересная работа 5,08

В одном из вопросов необходимо было продолжить предложения.

Каждый из нас верит   — « в Бога», «в  любовь», «в себя», «в лучшее».

Каждый из нас имеет  — «семью, близких», «среднее образование», «права», «жизнь».

Каждый  из нас готов  — «на хорошие поступки», «помочь в трудную минуту», «на достижение цели».

Подвиги героев заставили нас задуматься – «о жизни», «о Родине», «о долге».

Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и – «в различных видах деятельности (спорт, наука, творчество).

Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то — «я  ей желаю лучшего», «то мне становится страшно за неё».

Быть достойным гражданином своей страны – значит быть «человеком с большой буквы», «честным, верным, добрым, уважительным, преданным, отзывчивым на любое горе».

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что анкетирование позволяет поставить перед обучающимися и студентами значимые для личностного развития вопросы, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли подростков, наметить программу развития патриотических чувств.