Социологическое исследование «Воспитать патриота»
Г.В.Попкова, педагог-организатор ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»
В феврале 2013г. В ТОГБОУ СПО «КИТ» был проведен мониторинг, направленный на определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации студентов и обучающихся, а также с целью определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. Для этого были отобран диагностический материал и проведено анкетирование среди обучающихся и студентов 1-3 курсов.
АНКЕТА № 1
- Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
а) знаю;
б) слышал;
в) слышу сейчас впервые;
г) затрудняюсь ответить.
- Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
а) с первой;
б) со второй;
в) затрудняюсь ответить.
- Патриотизм – это…
а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
б) позитивное чувство к Родине;
в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
г) готовность к самопожертвованию;
д) затрудняюсь.
АНКЕТА № 2
- Какие фильмы о войне вы знаете?
- Хотелось бы вам стать похожим на героев этих фильмов?
- Каким качествам этих героев вы завидуете? И хотите воспитать их в себе?
– отвага
– ловкость
– умение стрелять
– физическая подготовка
– жестокость
– твердость
– достижение поставленных целей
– умение сопереживать ближнему
– умение идти напролом
– чувство долга
– верность присяге
– любовь к Родине
- Что вы предпринимаете, чтобы воспитать в себе эти качества?
- Считаете ли вы, что армия делает из юношей настоящих мужчин?
- Каким войском вы отдаете предпочтение
– военно-морские
– воздушно-десантные
– другие
- Что конкретно вам нравится в этом роде войск?
– красивая одежда
– высокий уровень боеспособности
– обеспечение техникой (оснащение)
– возможность похвалиться перед друзьями
– возможность приобрести необходимые навыки
– другое
- Считаете ли вы обязательной воинскую службу для защиты рубежей Родины?
- Какой службе вы отдаете предпочтение?
– по призыву
– альтернативной
– контрактной
- Хотели бы вы пойти служить в армию?
- Каковы причины отказа от службы в армии?
- Что могло бы поднять престиж воинской службы в ваших глазах?
Анкета №3
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Учебные заведения;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
Результаты анкетирования.
Первая анкета состояла из трех вопросов. На вопрос о том, знакомо ли подросткам слово «Патриот», 63% ответили, что знают, что это такое, а 37% – слышали.
Второй вопрос звучал так: Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны? Оказалось, что мнения разделились практически поровну.
И третий вопрос предполагал выбрать подходящее определение понятию «Патриотизм». 81% студентов и обучающихся выбрали следующее определение: Патриотизм – это преданность и любовь к Отечеству, своему народу.
Вторая анкета была предложена только юношам, поскольку необходимо было выяснить отношение ребят к армии, героям, формированию мужских качеств.
Оказалось, что подростки не только знают, но и смотрят прекрасные отечественные фильмы о войне, такие, как: «Горячий снег», «Битва за Москву», «Освобождение», «Батальон просит огня», «Тихая застава», «Мы из будущего», «Судьба человека», «Максим Перепелица», «Афганский излом», «Грозовые ворота», «В бой идут одни старики», «9 рота» и др.
На героев этих фильмов хотелось бы стать похожими 61% ребят и воспитать в себе такие качества, как физическая подготовка (50%), умение сопереживать ближнему (44%), достижение поставленных целей (33%), умение стрелять (27%). Для того, чтобы воспитать в себе эти качества, юноши занимаются спортом (72%), не знают, как воспитать эти качества 11%.
77% респондентов считают, что армия делает из юношей настоящих мужчин, и только 23% с этим не согласны.
Отдают предпочтение войскам ВДВ – 67%, военно-морским войскам – 17%, остальные – артиллерии, ракетным и мотострелковым войскам. В этих родах войск их привлекают, в основном, высокий уровень боеспособности и возможность приобретения необходимых навыков.
94% юношей считают воинскую службу для защиты рубежей Родины обязательной. Предпочтение отдают службе по призыву (61%), затем – по контракту (39%).
Хотели бы служить в армии 61% ребят, 1 из анкетируемых уже служил, 25% – не хотят, остальные – не знают. Причинами отказа считают неготовность к армии, болезни, утрату смысла службы в современной армии.
По мнению опрашиваемых, престиж воинской службы могли бы поднять: дисциплина, лучшее обеспечение и оснащение вооруженных сил, равноправие, честь и уважение к своим товарищам.
Третья анкета предполагала развернутые ответы на некоторые вопросы.
69% студентов и обучающихся считают себя патриотами, 12% таковыми себя не считают. Остальные затрудняются ответить на данный вопрос. На формирование патриотических чувств повлияли, в основном, родители и учебные заведения.
Понятие «Патриот» подростки определили как «человек, готовый к подвигу ради своей страны», «человек, любящий и знающий свои традиции, обычаи, свою культуру», «человек, способный бескорыстно служить Родине».
В компаниях, кругу друзей ценится больше всего готовность помогать другу в трудную минуту, умение ценить настоящую дружбу, взаимопонимание, хорошие манеры и способности каждого. Подростки любят проводить время с друзьями и любят, когда другие люди их ценят.
Студентам и обучающимся было предложено определить по 10-бальной шкале сформированность у них самих определенных качеств и ценностей.
Место | Качества и ценности | Средний балл |
1 | чуткость (заботливость) | 9,58 |
2 | аккуратность (чистоплотность) | 9,58 |
3 | честность (правдивость, искренность) | 9,33 |
4 | независимость | 9,33 |
5 | здоровье (физическое и психическое) | 9,25 |
6 | воспитанность (хорошие манеры) | 9,25 |
7 | твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | 9,16 |
8 | ответственность (чувство долга, умение держать слово) | 9,08 |
9 | уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) | 8,91 |
10 | образованность | 8,75 |
11 | эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) | 8,67 |
12 | смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов | 8,67 |
13 | исполнительность | 8,67 |
14 | жизнерадостность | 8,67 |
15 | развлечения | 8,67 |
16 | свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | 8,41 |
17 | широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | 8,25 |
18 | счастливая семейная жизнь | 8,08 |
19 | терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) | 8 |
20 | самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | 8 |
21 | рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) | 8 |
22 | любовь (духовная и физическая) | 7,91 |
23 | наличие хороших и верных друзей | 7,91 |
24 | материальное обеспечение жизни | 7,83 |
25 | красота природы и искусства | 7,75 |
26 | развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) | 7,67 |
27 | познание (образование, кругозор) | 7,5 |
28 | жизненная мудрость | 6,8 |
29 | высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) | 6,75 |
30 | непримиримость к недостаткам в себе и других | 6,5 |
31 | активная деятельная жизнь | 6,1 |
32 | счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) | 5,58 |
33 | продуктивная жизнь | 5,58 |
34 | общественное признание | 5,58 |
35 | творчество (возможность творческой деятельности) | 5,08 |
36 | интересная работа | 5,08 |
В одном из вопросов необходимо было продолжить предложения.
Каждый из нас верит – « в Бога», «в любовь», «в себя», «в лучшее».
Каждый из нас имеет – «семью, близких», «среднее образование», «права», «жизнь».
Каждый из нас готов – «на хорошие поступки», «помочь в трудную минуту», «на достижение цели».
Подвиги героев заставили нас задуматься – «о жизни», «о Родине», «о долге».
Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и – «в различных видах деятельности (спорт, наука, творчество).
Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то – «я ей желаю лучшего», «то мне становится страшно за неё».
Быть достойным гражданином своей страны – значит быть «человеком с большой буквы», «честным, верным, добрым, уважительным, преданным, отзывчивым на любое горе».
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что анкетирование позволяет поставить перед обучающимися и студентами значимые для личностного развития вопросы, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли подростков, наметить программу развития патриотических чувств.