16 мая состоится очередной — уже 19-й — Всероссийский открытый урок профориентации «Проектория». Он будет посвящен теме «Лес». Школьники и эксперты обсудят роль деревьев в жизни человека, города, страны, и, конечно, профессии, которые помогают вырастить и сохранить лесное хозяйство. Корреспондент портала «Будущее России. Национальные проекты» посетил предыдущий урок «Проектории», который прошел 25 апреля, чтобы своими глазами увидеть, как проходит мероприятие, за которым неизменно наблюдают до 1 млн человек со всей страны.
«Проектория» сегодня объединяет три направления: ежегодный форум, портал для профориентации школьников, а также непосредственно сам открытый урок. Впервые он состоялся 1 сентября 2017 года, причем основным спикером мероприятия стал президент Владимир Путин. Тогда к просмотру подключилось 17 тыс. школ со всей страны, а общее число зрителей составило 6 млн человек.
С февраля прошлого года урок проводится на регулярной основе при участии ведущих экспертов, преподавателей, представителей бизнеса и политических деятелей как один из элементов профориентации для учеников 8 — 11 классов.
Перед каждым виртуальным занятием на портале «Проектории» появляется список 50 профессий, связанных с заявленной тематикой будущего онлайн-урока. «Сейчас на портале уже более 600 профессий. То есть ребенок видит, что в этой сфере есть не только профессии, которые на слуху, но и много других, о которых он мог и не слышать», — сообщили в пресс-службе проекта.
25 апреля участникам предстояло поговорить о «здоровом образе жизни», поэтому на сайте был размещен новый блок специальностей, как популярных — фитнес-тренера, массажиста, инструктора по плаванию или йоге, так и более редких — нейробилога, валеолога, биоритмолога.
Урок в студию
Площадка, на которой проходит открытый урок, больше похожа на профессиональную телестудию, чем на обычный школьный класс: вместо учителя — известный теле- и радиоведущий Антон Комолов, вместо школьной доски — широкоформатные экраны.
25 апреля, в соответствии с темой урока, для участия в нем отбирались не просто активные школьники, а члены движения «Волонтеры–медики». Часть из них пригласили в саму студию, остальные из разных уголков страны подключались к трансляции в режиме онлайн.
За две минуты до начала на центральном экране начался отсчет. Как пояснили организаторы, это своего рода «звонок на урок».
Как и в любой телестудии, не обошлось без знаменитостей. В качестве спикеров были приглашены доктор наук по физиологии и теории языка, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), заслуженный деятель высшего образования и науки Татьяна Черниговская и актер, режиссер, телеведущий и общественный деятель Сергей Бадюк. Вместе со школьниками они должны были порассуждать о том, как сохранить здоровье, развивать свое тело и мозг, интеллектуальные и физические способности, а также какие профессии могут быть на это направлены.
Разобраться в себе
То, что разговор пойдет не столько о профессиональном выборе, сколько о выборе более глобальном, жизненном, стало ясно уже из видеобращения министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, открывавшего урок. Она отметила, что за последние десятилетия отечественная медицина сделала колоссальный шаг вперед.
«Но, как и много лет назад, здоровье человека зависит от него самого <…> В нашей стране каждый год умирают сотни тысяч людей от так называемых неинфекционных заболеваний, которые можно было бы предотвратить отказом от табака и алкоголя, правильным питанием, ежедневной физической активностью. Сегодняшний урок не только про здоровье — он про внутреннюю свободу человека. Важно помнить, что по-настоящему свободным можно быть только без зависимости», — сказала глава Минздрава.
Вслед за министром тему отказа от вредных привычек продолжил Бадюк. Он отметил, что спорт сыграл в его жизни большую роль и даже открыл дорогу в кино. В то же время, отвечая на вопрос из зала, как спорт и правильное питание сочетаются с актерской карьерой, телеведущий пошутил, что рацион актера, к сожалению, не в полной мере соответствует требованиям профессионального спортсмена.
«Мы сейчас готовимся к экзаменам. Поэтому у меня следующий вопрос: можно ли недосыпание компенсировать правильным питанием?» — спросил с экрана одиннадцатиклассник из Кемерово.
Совет Бадюка понравился многим участникам урока. «Нельзя. Готовитесь к экзаменам, никаких недосыпаний — много вкусной, можно даже вредной еды, спать, и спокойно сдавать экзамены. Иногда давайте себе отдых, если сидеть до трех ночи, на сдачу экзамена [положительно] это не повлияет», — ответил спикер.
По словам Бадюка, во всем необходимо сохранять баланс: в занятиях физическими упражнениями, учебе и жизненных ситуациях в целом. Поэтому в ответ на видеовопрос ученицы из Калининградской области о том, может ли негативно на человеке сказаться задание пробежать большой кросс на физкультуре после долгого отсутствия какой-либо физической нагрузки, он призвал школьников «не идти на поводу у желания взрослых», а прислушиваться к себе и взвешенно оценивать уровень своих возможностей. «Если вы не чувствуете подготовленность, если вы не готовы, не идите на поводу ни у кого. Вы сами принимаете решение, [несете ответственность] за собственную судьбу. Нетренированный человек в стрессовой ситуации может получить или травму, или даже летальный исход, поэтому мягко, медленно, спокойно – на всю оставшуюся жизнь», — посоветовал Бадюк.
В свою очередь Татьяна Черниговская отметила, что при определении жизненных ориентиров, в том числе и профессиональных, необходимо руководствоваться своими интересами. Она привела в пример собственный жизненный опыт, когда, будучи лингвистом, потеряла интерес к работе, и не побоялась начать заниматься новой, но интересной для нее темой — нейронаукой. «Нужно честно себе сказать, какой я? У родителей есть свои амбиции, а у вас должны быть свои, поэтому очень важно разобраться в себе <…> Учиться надо не потому, что так полагается, а потому, что это должно быть интересно», — уверена ученый.
Она также рассказала, что главное, по ее мнению, — это относиться к себе с чуткостью и думать над смыслом информации, а не пытаться просто заучивать огромные ее объемы.
«Нужно давать отдыхать и мозгу в том числе, не только телу <…> Не обязательно много часов учиться каждый день. Дело не в этом, нужно понять, для чего мы это делаем? Нам незачем запоминать дикое количество информации, она нам не нужна. Нам нужно запоминать смыслы и идеи, которые интересны. Нужно к себе более чутко относиться», — сказала член-корреспондент РАО.
Урок о выборе образа жизни
«Состоявшийся урок был не только и не столько про определение профессии, сколько в целом про выбор способа и образа жизни», — поделился впоследствии впечатлениями ведущий Антон Комолов. По его словам, важно, чтобы ребята, участвующие в уроке, уловили основную его суть. Говоря о проекте в целом, шоумен отметил, что «Проектория» позволяет школьникам «пробовать разное и понимать, к чему лежит душа».
Как отметил ученик восьмого класса московской гимназии Федор Соловьев, в «Проектории» он принял участие впервые. «Урок действительно понравился и оказался очень информативным», — рассказал он. При этом, как и другие ребята в студии, гимназист заверил, что с интересом посмотрит и следующий урок, ведь проблемы окружающей среды напрямую касаются и здоровья человека.
Доступ для всех
На сегодняшний день на портале «Проектория» зарегистрировано 22 тыс. личных кабинетов школ, в которых организованы прямые трансляции открытого урока. В так называемом классе принимает участие не менее 1 млн человек из разных регионов России.
Такой подход позволяет обеспечить равный доступ к информации для детей по всей стране, и не важно, в большом городе или маленьком селе живет ребенок, какое у него здоровье.
Именно поэтому развитие дистанционного обучения является одной из главных задач федерального проекта «Успех каждого ребенка», который реализуется в рамках нацпроекта «Образование». Например, благодаря ему через шесть лет в образовательный процесс будут включены не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья. И «Проектория» уже сейчас является одной из площадок, цель которых именно в этом. Согласно целям, заявленным в нацпроекте, к 2024 году численность участников таких открытых уроков существенно вырастет и составит уже не менее 12 млн человек.